Как войти в состав населенного пункта. Достоинства и недостатки
11.07.2023В июле прошлого года в Закон о садоводствах № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года была введена статья 4.1, одним из положений которой предусмотрено, что теперь при определенных условиях садоводства могут войти в состав ближайшего населенного пункта.
Какие же это условия и зачем это вообще нужно?
Что говорит об этом Закон
Часть 4 статьи 4.1 Закона о садоводствах предусматривает следующее:
4. Включение в границы населенного пункта территорий садоводства или огородничества, находящихся за пределами границ населенного пункта, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования, при соблюдении которых территории садоводства или огородничества могут быть включены в границы населенного пункта либо в границах территории садоводства может быть образован новый населенный пункт, устанавливаются субъектами Российской Федерации.
То есть в каждом субъекте Федерации должны быть установлены свои требования, при соблюдении которых территории СНТ могут быть включены в границы населенного пункта (либо в границах территории СНТ может быть образован новый населенный пункт).
Требования для вхождения в границы населенного пункта (на примере Московской области)
Во исполнение вышеуказанного положения Московской областной Думой принят Закон Московской области № 17/2023-ОЗ от 21.02.2023 г. «Об установлении в Московской области требований, при соблюдении которых территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд могут быть включены в границы населенного пункта либо в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд может быть образован новый населенный пункт».
Им предусмотрено, что территории садоводства могут войти в состав населенного пункта, в его границы, при соблюдении таких требований:
1) наличие общей границы с населенным пунктом;
2) площадь присоединяемой территории, за исключением кластеров индивидуального жилищного строительства, не может превышать существующую площадь населенного пункта;
3) количество земельных участков с жилыми домами должно составлять не менее 50% от общего количества земельных участков;
4) наличие решения общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, садоводческого или дачного некоммерческого партнерства о включении территории в границы населенного пункта;
5) соблюдение нормативов градостроительного проектирования Московской области по обеспечению планируемого населения объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.
Каждое из этих требований следует рассмотреть отдельно.
1) У территории СНТ и у населенного пункта, к которому планируется присоединение СНТ, должна быть общая граница.
То есть СНТ должно непосредственно примыкать к населенному пункту Из этого следует, что если между территорией СНТ и населенным пунктом находится, к примеру, земли сельхозназначения, межселенная территория, другой населенный пункт и т.д., то присоединение территории СНТ к этому населенному пункту невозможно.
2) С тем, что площадь присоединяемой территории СНТ не должна превышать площадь населенного пункта, к которому она присоединяется, всё более или менее понятно.
3) Количество земельных участков с жилыми домами должно составлять не менее 50 % от общего количества земельных участков в СНТ.
В данном подпункте имеется в виду то, что не менее чем на 50 % земельных участков на присоединяемой территории СНТ должны быть объекты недвижимого имущества, поставленные на кадастровый учет как «Жилые дома» (а не «Садовые дома», к примеру). Если на кадастровом учёте стоят объекты, имеющие назначение «Садовый дом» (или «Садовый домик» и т.п.), либо на участке вовсе не поставлены на учет объекты недвижимости, то такие земельные участки не учитываются при подсчете.
4) Общим собранием членов СНТ должно быть принято решение о включении территории СНТ в границы населенного пункта.
Поскольку в Законе о садоводствах иное не оговорено, то для принятия общим собранием членов СНТ такого решения достаточно простого большинства голосов от присутствующих на собрании.
5) Для присоединения территории СНТ к населенному пункту необходимо, чтобы были соблюдены нормативы градостроительного проектирования Московской области по обеспечению планируемого населения объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.
Например, предусмотрен такой норматив:
6.1. Допустимая пешеходная доступность для жителей сельских населенных пунктов до магазинов, торговых центров площадью до 1,5 тыс. кв.м - 300 метров, до магазинов, торговых центров площадью от 1,5 тыс. кв.м до 5,0 тыс. кв.м - 1000 метров. Допустимая транспортная доступность прочих объектов первой необходимости для жителей сельских населенных пунктов - не более 30 минут.
Либо:
6.2. Пешеходная доступность организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, от жилых зданий должна быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских населенных пунктов - до 1 км.
Представляется, что обеспечить соблюдение таких нормативов не всегда возможно, если некоторые жилые дома на присоединяемой территории СНТ будут находиться на значительном удалении от соответствующих объектов социальной инфраструктуры (или транспортной и инженерной инфраструктуры).
Достоинства и недостатки
Что касается достоинств и недостатков присоединения территории СНТ к населенному пункту, то в числе достоинств можно отметить возможность финансирования из местного бюджета (бюджета муниципального образования) таких расходов, как строительство, содержание, благоустройство дорог, других объектов социальной и инженерной инфраструктуры, чистка снега и т.д., возможность бюджетного финансирования строительства газоснабжения и др., получения льготной ипотеки, субсидий и т.п. Включение территории садоводства в сельский населенный пункт может повлечь также изменение в сторону уменьшения тарифов на электроэнергию.
Но при этом надо понимать, что возможность бюджетного финансирования представляется всего лишь теоретической возможностью. Тогда как по решению членов СНТ возможно более оперативно решать какие-либо вопросы благоустройства территории садоводства. Здесь, пожалуй, в каждом садоводстве нужно подходить к этому сугубо индивидуально.
Из недостатков включения территории садоводства в границы населенного пункта следует привести то, что поскольку земля из категории сельхозназначения перейдёт в категорию земель населенных пунктов, то, вероятнее всего, вырастет кадастровая стоимость земельных участков и, соответственно, налоговое бремя на каждого садовода. То же самое может произойти и с ростом тарифов на вывоз мусора.
Кроме того, поскольку земли станут муниципальными, то ограничивать въезд на данную территорию садоводства (путем установки, например, шлагбаума) уже будет нельзя. Установленные на въезде ворота или шлагбаумы, скорее всего, будут демонтированы.
Выводы
Как представляется, введение в Закон о садоводствах положения о том, что территории СНТ могут быть включены в границы населенного пункта, направлено на возможное присоединение к сельским или городским населенным пунктам только лишь тех территорий садоводств, которые, скажем так, фактически уже являются частью этих населенных пунктов – имеют общую границу, т.е. непосредственно к ним примыкают, имеют общую инфраструктуру (объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры) и не меньше чем наполовину представляют собой жилую застройку.
Поэтому прежде, чем садоводам на общем собрании принимать решение о присоединении их садоводства к ближайшему населенному пункту, надо не только выяснить, возможно ли это в принципе, но и понять, а надо ли им это. Пока практики применения положений о присоединении садоводств к населенным пунктам практически не имеется.
Будем надеяться, что в ближайшее время она появится, и тогда станет более понятно, возможно ли это, как это работает и какие это влечёт последствия. Как положительные, так и отрицательные.